Перенос и эффекты переноса. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

Перенос и эффекты переноса. Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

«Перенос» буквально означает перенесение или перемещение чего-либо куда-либо. В психотерапевтическом значении «перенос» представляет собой перенесение во взаимоотношения с консультантом:

Своего жизненного опыта (в том числе опыта общения, моделей поведения, привычек и т.п.),

Реакций в связи с теми ассоциациями, которые вызывает личность консультанта,

Своих мыслей и ожиданий от консультанта и всего консультативного процесса (положительных и отрицательных).

Взгляды Фрейда на перенос

Зигмунду Фрейду принадлежит честь называться первооткрывателем феномена переноса в психоанализе. Исходя из своего практического опыта, Фрейд пришел к выводу, что неудовлетворенные или вытесненные желания, существовавшие в прошлом, имеют тенденцию переноситься на новый объект, а именно на аналитика. Со временем, Фрейд заключил, что в явлении переноса есть много положительных сторон, облегчающих лечебный процесс. . Перенос возвращает к жизни вытесненные детские желания и переживания и тем самым позволяет подойти к ядру невроза.

Продолжая изучать феномен переноса, Фрейд все больше утверждался во мнении, что перенос необходим для успешного психоаналитического лечения. Психоанализ не помогал пациентам, у которых не мог сформироваться перенос. Реакции переноса были характерны для неврозов, относящихся к конверсионной истерии, фобиям и неврозу навязчивых состояний. Эти три формы невроза подвергались психоаналитическому лечению, поэтому Фрейд их назвал неврозами, создающими перенос.

С другой стороны, ему казалось, что перенос препятствует быстрому излечению; в процессе анализа первичный невроз трансформировался в новый тип невроза, названный им неврозом переноса. Иными словами, пациент привязывался к аналитику, и эта зависимость мешала ему брать на себя ответственность за свои поступки. Вместе с тем излечение невроза означало окончание зависимости от аналитика, поэтому такое нежелание пациента свидетельствовало о бессознательном отказе от лечения невроза. Таким образом, перенос оказывал сопротивление лечебному процессу.

А скрытые за переносом мотивы казались Фрейду совершенно ясными. Исполнение просьб и желаний, ожидаемое пациентом от аналитика, в действительности является повторением ущемленных потребностей и конфликтов, характерных для раннего детства. В отношении к аналитику у пациента повторяется и оживает любовь, ненависть, агрессия и фрустрация, которые он испытал, будучи ребенком, по отношению к своим родителям. Поэтому интерпретация поведения и фантазий переноса показывает пациенту, что его любовь или ненависть к аналитику не являются реальными или базовыми, что его чувства возникли не сегодня, в процессе анализа, а повторяют его переживания в прошлом, в основном - переживания раннего детства.

Фрейдом была создана ясная, логически построенная теория переноса: переживания раннего детства переносятся на аналитика, а чувства и эмоции, которые появляются в процессе анализа, представляют собой повторение чувств и эмоций, впервые возникших в детском возрасте. Одновременно мы приобретаем метод работы с переносом: интерпретацию мотиваций с целью превращение повторений в воспоминания. В этом случае важное значение имеет принцип абстиненции, запрещающий аналитику любое проявление эмоций. Метод лечения логически вытекает из теории Фрейда о структуре психики и наличия феномена переноса.

Для понимания явления переноса необходимо рассмотреть два открытия Фрейда, которые легли в основу открытия явления переноса.

1. Теория шаблонов. С раннего детства люди устанавливают определенные стереотипы, или шаблоны (паттерны), под которые подгоняется восприятие других людей, ожиданий и собственных реакций. Опыт предыдущих отношений часто становится своеобразным «прокрустовым ложем», и все будущие отношения, а в особенности самые важные, подгоняются под установившийся стереотип.

2. Вынужденное повторение. У людей есть потребность создавать повторяющиеся проигрыши ситуаций и отношений, которые были особенно затруднительными или проблематичными в ранние годы жизни. На первый взгляд, все выглядит так, как если бы человек пытался снова и снова организовать счастливый конец какой-нибудь предшествующей ситуации, которая когда-то закончилась неудачно. Но это ему снова и снова не удается. Фрейд считал, что боль, причиненная первоначальной ситуацией, фиксируется и заставляет человека периодически приводить себя к бессознательной попытке понять, что же происходит и почему получается именно так.

Необходимо заметить, что, хотя личность, находящаяся в тисках вынужденного повторения, и выглядит ищущей удачного завершения, если человек не осознал, чем подталкиваются его выборы, действия и поступки, он будет приходить только к неудачным разрешениям ситуаций, так как только такая программа, или схема развития отношений, была когда-то заложена в бессознательное, и если она не корректируется вполне сознательно, она будет работать с удивительным постоянством.

Люди, начинающие работу с консультантом, оказываются под влиянием обеих описанных тенденций, поскольку консультанту придается важное значение в разрешении жизненных проблем.

Этим неосознаваемым реакциям в отношениях клиента с консультантом З.Фрейд присвоил название перенос. А.Фрейд выделяет два вида переносов: перенос импульсов либидо и перенос защит.

Перенос импульсов либидо проявляется в терапевтических отношениях во влюбленности, в ожидании только хорошего, в тяге к терапевту.

Перенос защит - это воспроизведение защитной враждебности, подозрений и неприятия консультанта. На самом деле, защиты призваны лишь закрыть от консультанта и, самое главное, от самого клиента высокую значимость для последнего их психотерапевтических взаимоотношений.

Итак, перенос - это реакция защиты и с этой точки зрения имеет характерные черты.

1. Перенос - это бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается.

2. Перенос - это ошибочная реакция. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент всегда приписывает консультанту черты, свойственные другим людям и в других обстоятельствах.

3. Перенос бывает положительным и отрицательным. Необходимо учитывать, что понятия положительного и отрицательного переноса не имеют никакого отношения к его полезности или бесполезности. Положительный и отрицательный перенос - это лишь общий эмоциональный настрой клиента по отношению к консультанту.

При положительном переносе клиент склонен видеть в консультанте человека, более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Такой клиент склонен к зависимости.

Отрицательный перенос основывается на отвержении и враждебности. Если в процессе консультирования обстановка не меняется, то консультирование становится невозможным.

Взгляды Юнга

Последовательная, основанная исключительно на причинно-следственных связях теория Фрейда казалась Юнгу очень узкой и односторонней. Юнг считал, что Фрейд упустил из вида два важных фактора.

Во-первых, Фрейд интересовался только причиной переноса. Юнг считал, что перенос - это вполне нормальное явление для любых отношений между людьми, а потому отношение переноса часто, хотя и не всегда, проявляется в процессе анализа. Тогда перенос должен иметь не только причину, но и цель. Юнга заинтересовал вопрос, каково значение явления переноса.

Во-вторых, Фрейд считал, что в отношении переноса повторяются вытесненные детские переживания. Это должно означать, что он включает в себя только материал индивидуальной человеческой жизни, содержание личного бессознательного. Но в таком глубоком и широко распространенном явлении, как перенос, следует ожидать проявление архетипического содержания коллективного бессознательного.

Становится понятно, что если при переносе всплывает бессознательное архетипическое содержание, то скрытые в переносе мотивации не могут считаться только повторением ситуаций из личной жизни. Перенос действительно является формой проекции. Понятие «перенос» мы используем как технический термин для обозначения отношений, существующих между аналитиком и пациентом. Согласно Юнгу, можно говорить о наличии проекции, если содержание субъективных интрапсихических переживаний проявляется во внешней реальности по отношению к другим людям или объектам. Это означает, что мы не осознаем это содержание как некую часть нашей психической структуры.

Совершенно ясно, что наблюдение за тем, какое именно содержание проецируется, дает аналитику возможность определить, в какой области для пациента необходимо усилить степень осознания. Содержание проекций включает не только повторения, обусловленные вытесненным материалом. В проекции может проявиться впервые новое, творческое, но ещё не осознанное содержание психики. Таким образом, за особенностью оттенков, форм и содержания, проявляющихся при переносе, часто скрывается внутренний процесс самореализации, который Юнг назвал индивидуационным процессом.

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • определение понятий «перенос» и «контрперснос»;
  • виды переносов и контреперносов, их причины;
  • последствия явлений трансфера;
  • этические вопросы, связанные с разграничением истинных и трансферных чувств;
  • технологии нивелирования переносных реакций в процессе психологического консультирования;

уметь

  • определять виды переноса клиента и их связь с его потребностями;
  • отслеживать собственные контрпереносные реакции и справляться с ними самостоятельно или с помощью супервизора;
  • осуществлять рефлексию своего состояния и поведения во время психологической консультации;

владеть

  • навыками самоанализа своих реакций на клиента;
  • технологиями работы с переносом клиента;
  • методами самопомощи и поддержания профессионального здоровья в ситуации коитрпереноса.

Явление переноса клиента в процессе консультирования или психотерапии

Пациент надевает на психотерапевта, который служит манекеном, чувства, снятые с других. Отношения с психотерапевтом - игра теней, отражающая превратности давней драмы.

Ирвин Ялом

Возможность возникновения переноса в психотерапии и консультировании обозначается представителями различных психологических школ - психоанализа, клиент-центрированного направления, гештальт-терапии, психодрамы, когнитивно-бихевиорального направления и многих других.

Концепция переноса (трансфера) обязана своим появлением Зигмунду Фрейду, основателю психоанализа. Именно 3. Фрейд впервые описал это явление, которое обнаружил в ситуации применения гипноза, когда, выйдя из гипнотического транса, пациентка обняла его, и этот порыв не относился непосредственно ни к личности аналитика, ни к их отношениям, а был связан с внутренними переживаниями и проекциями пациентки. Сначала 3. Фрейд определил перенос как препятствие на пути эффективной психотерапевтической работы, но впоследствии пересмотрел свои взгляды и трактовал перенос как попытку клиента оживить и воспроизвести во время психоаналитической сессии ситуации и фантазии детства в отношении аналитика.

Перенос можно определить как повторение клиентом в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных для прошлого опыта, переживаемых в отношениях со значимыми людьми (прежде всего с родителями). Консультант в этой ситуации выступает как зеркало, в котором отражаются детские переживания клиента. В силу того, что клиент владеет лишь небольшим объемом информации о личности консультанта, а также в результате нейтральности его позиции, клиент объективизирует свои инфантильные страхи и тревоги, перенося их на «анонимную» для него фигуру психолога (психотерапевта).

Предлагается и более обобщенное определение трансфера в психоанализе: «Перенос - это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии. Подчеркнем, реакция переноса представляет собой повторение прошлого и неприемлема в настоящем» .

Однако сегодня определение переноса не ограничено рамками психоанализа, и многие психологи-практики вполне допускают его возникновение на основе не только детских, но и более актуальных, текущих переживаний клиента. Например, Карен Хорни утверждала, что перенос - это не столько реакция на прошлое, сколько отражение актуальных конфликтов клиента. Также она поставила вопрос о необходимости различать в психоаналитических отношениях перенос отношений и перенос невротических реакций (неврозов).

Явления переноса характеризуют не только отношения, складывающиеся в рамках терапии и консультирования. Перенос может возникнуть и во многих других формах взаимоотношений, особенно если в них присутствует элемент зависимости (когда один субъект отношений эмоционально зависит от другого субъекта). Таким образом, явление переноса часто возникает в ситуациях обучения, поиска помощи и поддержки.

Клиент реагирует на образ консультанта с точки зрения своего личного опыта и текущих условий. Привычки и манеры консультанта, его голос, походка, особенности мимики, речи могут вызвать реакцию клиента. Подобным примером может служить высказывание клиента в адрес консультанта: «У вас голос, как у моего отца». Эго утверждение может наблюдаться и вне связи с переносом. Но если клиент начинает вести себя по отношению к консультанту так, как вел бы себя с отцом, можно говорить о переносе.

Примерами переносов в процессе консультирования и терапии могут быть следующие ситуации:

  • - клиент, склонный создавать созависимые отношения, может испытывать обиду и гнев по отношению к консультанту, который заранее предупреждает его, что через месяц уедет в отпуск;
  • - клиент, который боится неодобрения и отвержения, начинает вдруг ощущать, что консультант постоянно критикует его, выражает недовольство, теряет к клиенту интерес, когда он обсуждает определенные аспекты своей жизни;
  • - клиент, который постоянно борется с гневом и враждебностью, может в определенный момент ощутить, что он сдерживает гнев и по отношению к консультанту.

Существует множество невербальных признаков возникновения переноса: резкое изменение выражения лица клиента, переключение на другую тему, внезапная блокирующая пауза в середине рассказа, изменение осанки, сжатие кулаков, постукивание ногой и т.д. Подобные невербальные паттерны поведения не всегда являются свидетельствами того, что происходит перенос, но все же консультанту следует отнестись с особым вниманием к подобным реакциям, чтобы понять, что при этом с клиентом происходит, что он говорит и как. Консультант должен обращать внимание на любые негативные или положительные реакции клиента на него, но не стоит намеренно провоцировать их или, наоборот, полностью игнорировать и не замечать.

Важно проявлять бдительность в ситуации проявления признаков разочарования, гнева, обиды клиента, возникающих в терапевтических отношениях; кроме того, необходимо отслеживать противоположные реакции клиента, такие как чрезмерная идеализация консультанта, обилие похвал и комплиментов в его адрес. Эти реакции не всегда относятся к личности консультанта, они могут быть «открытыми окнами» в прошлые и актуальные отношения клиента за пределами психотерапии и консультирования.

Перенос можно описать некоторыми характеристиками, свойственными всем его разновидностям:

  • 1) перенос принято рассматривать как искаженное , ложное восприятие клиентом своего психотерапевта (консультанта ), так как клиент приписывает ему черты, которые были свойственны других людям (находящимся в другом месте, другом времени, в других обстоятельствах). В этом свойстве заключена одна из основных сложностей в трактовании переноса: способности консультанта отличить реалистичные реакции клиента на него от ложных и перенесенных с других субъектов отношений клиента;
  • 2) возникновению переноса способствует ощущение нейтральности консультанта. Здесь нейтральность понимается не как безразличие и равнодушие, а как отсутствие у психолога оценочной позиции, беспристрастность и соблюдение границ в отношениях с клиентом. Образно говоря, клиенту проще перенести свои установки, чувства, спроецировать чужие образы на чистый (не заполненный какой-либо информацией) лист бумаги. Поэтому в психотерапии и консультировании явление переноса считается хорошим знаком для психолога, так как свидетельствует о том, что он находится в рамках своей профессиональной роли, соблюдает границы во взаимоотношениях и поддерживает хороший альянс. При этом неспособность консультанта распознать перенос клиента, непонимание природы этого явления повышает риск нарушения даже очень крепкого психотерапевтического альянса и чревато негативными последствиями и профессиональными ошибками в процессе консультирования клиента;
  • 3) перенос всегда плохо осознаваем клиентом. Это бессознательный процесс, который происходит помимо воли клиента и без осознания того, из каких отношений привносятся вдруг появившиеся эмоции по отношению к консультанту. Например, психодинамическое направление настаивает на необходимости осознания и последующего глубокого анализа любого переноса клиента;
  • 4) перенос чаще всего возникает в наиболее «болевых » точках прошлого опыта клиента , где, как считают психоаналитики, имели место неразрешенные детские конфликты со значимыми фигурами (родителями, прародителями, воспитателями, учителями и т.д.);
  • 5) перенос может быть положительным и отрицательным. При положительном переносе на образ консультанта проецируются приятные воспоминания и позитивные ощущения и чувства из прошлого клиента. Также при положительном переносе могут возникать и транслироваться на консультанта идеализированные образы того, чего, например, в детстве не хватало: заботы, теплоты, безусловного принятия. Тогда консультант начинает восприниматься клиентом как «идеальный родитель» (учитель, старший брат и т.д.). При отрицательном трансфере на консультанта переносится энергия враждебности, недоверия и обиды, неосознанно возникающая и транслируемая клиентом на разных людей с момента детской психологической травмы, связанной с отвержением, насилием, брошенностыо.

Австралийские психологи Р. Кинг и Т. О’Брайн предлагают классификацию источников положительного и отрицательного отклика клиента на консультанта, которые помогут разобраться во всей сложности взаимоотношений в диаде «психолог - клиент» (табл. 6.1). Так, авторы выделяют стереотипные, ситуационные, основанные на альянсе и основанные на переносе реакции клиента на терапевта .

Другие исследователи выделяют в консультировании пять типов переноса на консультанта чувств клиента. Клиент может воспринимать консультанта: 1) как идеал; 2) как провидца; 3) как воспитателя; 4) как источник фрустрации; 5) как «пустое место» .

«Консультант как идеал». При таком переносе клиент засыпает консультанта комплиментами; идеализирует его образ; восхищается консультантом и хвастает, что у него такой замечательный терапевт; подражает поведению (копирует манеру речи, одежду, интересы).

Таблица 6.1

Классификация источников положительного и отрицательного отклика

клиента на терапевта

Виды откликов клиента на психотерапевта

Позитивное отношение

Негативное отношение

Стереотипные отклики: эмоциональная реакция клиента определяется стереотипами и социальной атрибуцией

Терапевт:

  • - хорошо одет;
  • - образован;
  • - аккуратен;
  • - авторитетен;
  • - хорошо выглядит

Терапевт:

  • - небрежно одет;
  • - иностранец;
  • - имеет избыточный вес;
  • - слишком молодой или слишком пожилой

Ситуационный отклик: эмоциональная реакция, индуцированная поведением терапевта

Терапевт:

  • - внимательный; дающий тепло;
  • - отзывчивый

Терапевт:

  • - отстраненный;
  • - скучающий;
  • - неспособен установить зрительный контакт

Основанный на альянсе: эмоциональная реакция на основе состоявшегося терапевтического альянса

Я верю терапевту и чувствую себя в безопасности с ним.

Терапевт понимает, чего я хочу, чтобы достичь своей цели в терапии. Терапевт все проясняет: как мы будем работать и чего мне ждать от терапии

Я не понимаю, где нахожусь. Терапевт работает со мной исключительно по собственной «повестке дня».

Я не знаю, что я здесь делаю

Основанный на переносе: отклик на основе внутренней конструкции терапевта, а не реальных качеств, которые проявились в процессе взаимодействия терапевта и клиента

Терапевт очень мудрый (такой же, как мой отец). Терапевт будет всегда заботиться обо мне (так же, как моя мать). Терапевт никогда не оставит меня (то, чего я всегда хотел от своей матери, но этого не было)

Терапевту доставляет удовольствие унижать меня (так же, как моему отцу).

Я не интересен терапевту (так же, как моей матери). Терапевт забывает, кто я и путает меня с другими клиентами (я - седьмой ребенок в семье)

Переживания консультанта при этом могут быть следующими: гордость и ощущение собственной значимости и превосходства; смущение и напряжение; гнев и ощущение фрустрации.

«Консультант как провидец». Клиент придает каждому слову консультанта нетривиальное, порой сакральное значение; постоянно просит у него советов, оценок; считает консультанта главным «экспертом» в своей жизни; требует готовых «рецептов» для решения своих проблем.

Консультант при этом может испытывать чувство «грандиозности», всевидения и всезнания; у него может возникнуть «комплекс бога» или, наоборот, появиться ощущение собственной бездарности и никчемности.

«Консультант как воспитатель». Клиент все время демонстрирует бурные эмоции (плач, беспомощность); требует постоянной защиты от консультанта; перебрасывает на него ответственность за решение некоторых вопросов; ведет себя как беспомощный ребенок; просит советов и конкретных инструкций к действию.

Консультант при этом испытывает сильное чувство сострадания, желание утешить, согреть; может испытывать депрессию и собственную никчемность; может ощутить опустошенность.

«Консультант как фрустратор». Клиент занимает оборонительную позицию по отношению к консультанту; ловит его на каждом слове; постоянно проверяет, подозревает, не доверяет; играет в игру «да..., но»; обесценивает слова и чувства консультанта.

Консультант при этом может ощущать повышение напряженности в отношениях; ощущение «вечного экзамена» перед клиентом; может возникнуть раздражение, желание отстраниться от клиента и даже неприязнь.

«Консультант как “пустое место ”». Клиент невнимателен, рассеян; во время сессии постоянно меняет тему разговора, уходит от ответа на вопросы, предается пустой болтовне.

Консультант при этом может испытывать растерянность; ощущение собственной бесполезности; злость и обиду из-за ощущения использования, эксплуатации; недостаток признания.

Необходимо отметить, что проблема переноса в консультировании и терапии волнует не только представителей психоаналитической школы. Как мы уже говорили, явление трансфера учитывают в своей практике специалисты разных направлений. Например, в когнитивно-бихевиоральном подходе существует свое понимание переноса. В этой психотерапевтической парадигме анализ переносов и контрпереносов считается необходимым условием консультирования для лучшего понимания и осознания убеждений, установок, автоматических мыслей клиента, а также когнитивно-поведенческих откликов психолога на образ клиента.

Так, в работе чешских специалистов (Дж. Праско и других), представителей когнитивно-бихевиорального подхода, выделяется 11 видов переносов, с описанием мыслей, чувств и поведенческих паттернов клиента.

  • 1. Умеренно-положительный. Сопровождается увеличением симпатии в сторону терапевта. Поведение клиента: сотрудничество, четкое выполнение домашнего задания. Типичные мысли: «Терапевт хочет помочь мне, понимает меня. Это значит, что он человеколюбив, отзывчив, работает очень хорошо, так как помогает мне!»
  • 2. Восхищенно-независимый. Сопровождается появлением эйфории при встрече с консультантом. Поведение клиента: повышается удовлетворенность от обсуждения в диалоге расхождений в позициях с терапевтом, подчеркивание своей независимости, нарциссизм. Типичные мысли: «Терапевт такой же замечательный, как и я. Как приятно встретить умного человека, который может дать дельный совет! Но помочь себе смогу только я!»
  • 3. Восхищенно-зависимый. Эйфория клиента периодически сменяется напряжением и беспокойством при встрече с терапевтом. Поведение: пытается найти свое место рядом с терапевтом, очень старается все выполнять правильно, «радует» терапевта, приносит подарки. Типичные мысли: «Терапевт - грандиозная фигура! Только он может помочь мне. Я пропаду без него. Я могу что-то делать только при его поддержке».
  • 4. Эротический. Клиент может испытывать смущение в присутствии терапевта, находиться в состоянии легкого «транса». Поведение: флиртует, уделяет большое внимание своему внешнему виду, смотрит на терапевта влюбленным взором. Типичные мысли: «Терапевт - идеальный партнер для меня. Отношения с ним спасут меня, помогут мне. Это так прекрасно быть с ним в гармонии, делить с ним любовь».
  • 5. Тревожно-мнительный. Клиент испытывает тревогу, страх, стыд. Поведение: возникает проблема в зрительном контакте с терапевтом, клиент начинает утаивать важные события, не доверяет терапевту. Типичные мысли: «Терапевт может неверно понять меня, причинить мне боль. Он получит неограниченную власть надо мной, когда узнает, кто я есть на самом деле. Он отвергнет меня и будет смеяться над моей слабостью».
  • 6. Агрессивный. Клиент может испытывать гнев, ненависть, страх. Поведение: агрессивные ноты в голосе, взгляде, вербальная враждебность, обвинения, угрозы. Типичные мысли: «Я должен показать свою силу, или навсегда потеряю свою силу и проницательность. Победить может либо он, либо я! Кто он такой?! Я должен “положить его на лопатки”!»
  • 7. Подозрительный. У клиента появляется ощущение опасности, страх, гнев. Поведение: с опаской рассказывает о себе, может злиться в ситуации вопросов, игнорирует домашние задания, пропускает сессии. Типичные мысли: «Терапевт обманывает меня, использует меня для своих нужд. Он настроен против меня, преследует собственные цели и играет в нечестную игру со мной».
  • 8. Соперничающий. Постоянно меняется эмоциональный фон клиента: он испытывает то восхищение, то зависть, то фрустрацию. Поведение: скрыто или явно конкурирует, спорит, упрямится, саботирует домашние задания. Типичные мысли: «Не могу позволить терапевту быть лучшим в каких-либо вещах по сравнению со мной. Я ему покажу, что меня невозможно победить и унизить!»
  • 9. Высокомерный. Клиент испытывает превосходство над терапевтом, проявляет нетерпимость, раздражение. Поведение: всем своим видом выражает презрение терапевту, обесценивает его работу, домашние задания, компетентность, отказывается посещать сессии. Типичные мысли: «Он ничего не может! Он глуп, недалек, непрофессионален! Чем он может помочь мне? В наших отношениях я - ведущее звено!»
  • 10. Ревнивый. Клиент испытывает ревность, злость и горе. Поведение: высказывает сожаления, обиды, претензии по поводу распределения времени между собой и другими клиентами, «мониторит» взаимоотношения терапевта с другими клиентами, сравнивает себя и других в представлениях терапевта. Типичные мысли: «Он всегда предпочитает других клиентов, а не меня...»

И. Собственнический. Чувство восхищения терапевтом резко сменяется враждебностью в зависимости от ощущения включенности терапевта в работу с клиентом. Поведение: доминирует, часто звонит, не приходит на сессию, когда терапевт может его принять, злится, когда терапевт не может принять его по первому требованию; обвиняет и выражает вербальную агрессию. Типичные мысли: «Терапевт здесь ради меня! Он - мой! Он должен быть доступен в любое удобное для меня время!»

Терапевт, заметивший перенос у клиента, должен понять эмоции, которые вызвали это явление. Не обязательно отражать клиенту все, что увидел и понял терапевт, исходя из переноса. Сначала консультант может ненадолго отступить и еще понаблюдать, что происходит с клиентом. Потом необходимо определить эмоциональное состояние клиента, понять значение этой эмоции для него. Далее консультант решает, каким образом можно наиболее эффективно использовать в процессе работы с клиентом то, что было отмечено и исследовано.

Решение о том, стоит ли обсуждать перенос с клиентом, каждый консультант принимает сам. Практика показывает, что обсуждение переноса с клиентом сильно «продвигает» его в познании себя, разрешении своих глубинных психологических проблем. Но при этом стоит помнить, что не все клиенты готовы к этому обсуждению: могут возникнуть бурные негативные реакции, непонимание происходящего, испуг. Выбор тактики работы с переносом определяется консультантом ситуативно. В некоторых случаях не рекомендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента и их интерпретацию, в частности:

  • - при искаженном восприятии реальности;
  • - нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или психотерапия);
  • - отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом;

когда клиент из-за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантеп к тревоге и фрустрации;

Если целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям.

При этом не стоит игнорировать очень яркие и эмоционально насыщенные (чрезмерным негативом или чрезмерным позитивом) переносы клиента. Их обязательно нужно обсудить с ним, поделившись своими наблюдениями и уточнив у клиента, на что в его жизни это похоже. При этом с каждым клиентом в отдельности нужно выбирать глубину погружения в анализ переноса. Важно, чтобы вы говорили с клиентом на понятном для него языке, чтобы он смог осознать, что с ним происходит.

Опытный консультант может почерпнуть в явлении переноса массу полезной для работы с клиентом информации: о характере, его взаимоотношениях со значимыми людьми, возможных психологических травмах, нереализованных потребностях. За характером и видом переноса можно увидеть страхи и опасения клиента, а главное - понять его истинные потребности: чего он ждет от взаимодействия с терапевтом - поддержки, ощущения безопасности, доверия, помощи в установлении контакта, безусловного принятия и т.д.

Консультант должен с большим уважением относиться к любым чувствам клиента, вне зависимости от того, связаны они с реальностью или оторваны от нее. Важно принимать наличие этих чувств, не отвергая и не игнорируя сильные переживания. При этом и клиенты постепенно развивают способность более реалистично воспринимать психолога, не наделяя его чертами Всемогущего Гуру или, наоборот, Вселенского Зла. Работа с переносом имеет огромное значение в установлении психологических границ клиента, развитии способности быть «в контакте» с реальностью, замечать свои защитные формы поведения и уметь справляться с ними.

  • Кочючас. Р. Основы психологического консультирования.
  • King R., O"Brien Т. Transference and Countertransference: Opportunities and Risks as TwoTechnical Constructs Migrate beyond their Psychoanalytic Homeland // Psychotherapyin Australia. 2011. V. 17 (4). P. 12-17.
  • Глэддииг С. Психологическое консультирование.

В целом психика человека проективна, то есть человек, находясь в определенном состоянии сознания, активен определенным образом, в рамках одного спектра, остальная часть потоков бессознательна. Бессознательная часть потоков может быть принимаема и осознана, а может быть диссоциирована. В случае диссоциации определенного содержания бессознательное проецируется на других людей и тогда мы можем говорить о переносе. В данном тексте под проекцией мы понимаем механизм человеческой психики по проецированию образов бессознательного в окружающий мир. Под переносом мы понимаем проецирование бессознательных образов на конкретных людей, в отличие от классического понимания в аналитической психологии переноса как терапевтического инструмента только в процессе анализа.

Бессознательное человека имеет свою структуру, хотя с точки зрения учения о мозге деление на бессознательное и сознание не имеет смысла. Однако с точки зрения описательного подхода даное деление позволяет понять, что есть некие процессы в человеческой психике, являющиеся бессознательными. Так вот бессознательное имеет индивидуальный уровень и коллективный. Индивидуальный уровень бессознательного, с которым работает психолог, содержит психические травмы, набор устойчиво проявляемых бессознательных реакций на раздражители, бессознательные стратегии поведения, которые могут быть эффективны и неэффективны. Уровень коллективного бессознательного (архетипы) характерен для человечества в целом. Архетипы представляют из себя сильнейшие энергетические структуры человеческой психики. Так вот проецирование сильнейших энергетических ресурсов на других людей приводит к мощнейшей привязанности к людям, на которых данное содержание проецируется. В итоге нарушается процесс развития человека и актуализации его безграничных возможностей.

Что может быть спроецировано на других людей? Прежде всего, это образы индивидуального бессознательного, то есть образы знакомых, связанные с ними воспоминания, образы людей, несущих воспоминания о травме, привычные стратегии поведения. Это является уровнем индивидуального бессознательного. Также могут быт спроецированы образы коллективного бессознательного, то есть архетипические переносы, это образы мудреца, философа, учителя, образы матери, образы анимы (прекрасной женщины, женщины-кошки), образы анимуса (образ героя). Как понять о том, что состоялся перенос? Относительно индивидуального бессознательного образы друзей, знакомых и перенос этих образов проявляется в сравнении кого-то человека с тем, кто вам ранее был знаком, соотнесение этого человека с определенным типом. Определенный набор эмоций, связанный с человеком, будет зависеть от качества и содержания конкретных воспоминаний. В этом случае конкретному человеку приписываются нехарактерные для него причины поведения, появляется желание научить его, исправить, заставить, управлять им. В данном случае нет диалога, как равноценного общения, основанного на интересе к собеседнику, уважению его личностных границ, ценностно-смыслового общения, экзистенциального.

Архетипеческий перенос проявляется в абстрактных чувствах по отношению к конкретному человеку. Это любовь к философу, старцу, учителю, который обладает смыслом, то есть может внести смысложизненные ориентации. Проявляется данный вид переноса в желании общаться, в просьбе внести смысл в какую-то ситуацию, помочь, оценить, направить. Данный вид переноса при поддержке этого конкретного человека, к которому обращаются, имеет позитивные и негативные следствия. С одной стороны, активация данного архетипа в структуре психики позволяет человеку обладать этим смыслом, но с другой стороны, может проявляться зависимость от этого человека, то есть обладание этим смыслом происходит только в результате общения с этим человеком. Признаками зависимости является постоянное желание опереться на этого человека, постоянное обращение к знаниям этого человека. Для человека, на которого переносят архетипический образ, это весьма не полезно, так как приводит к инфляции, раздуванию Эго, то есть к ощущению собственной значимости, особой миссии. Такой человек может считать себя гуру, Великим Учителем, и даже не претендуя на это звание, не афишируя, данное состояние может сохраняться и быть бессознательным для этого человека. Перенос материнского архетипа осуществляется на женщин. Проявляется в ощущении безопасности рядом с этим человеком, ощущения абсолютного понимания, принятия, безусловной любви, такому человеку хочется открыться полностью без опаски. В данном случае признаками зависимости будут служить постоянное желание обратиться к человеку, опереться на него, открыться, покаяться. Для человека, на которого переносят данный образ, это может обернуться инфляцией, ощущением собственной значимости, особой миссии. С другой стороны, человек сам обладает этими способностями, так как у него активизирован архетип, но в силу его диссоциации, они не осознаваемы и появляются в зависимости от этого человека, на которого данный перенос осуществляется.

Перенос анимы/анимуса осуществляется на людей противоположного пола. Заключается в приписывании им определенных качеств, для женщин – это принятие, мягкость, сексуальность, обаяние, красота, при чем принятие на всех уровнях, уровне мысли, чувства, ощущений. Для мужчин – герой, сильный, мужественный, активный, целеустремленный, надежный, лидер, ведущий, опора. Каждый мужчина и каждая женщина в какой-то мере обладает данными качествами. Однако, каждый из них, прежде всего человек, имеющий определенный характер, убеждения, воспитание и набор человеческих качеств, которые могут подходить, а могут и не подходить для совместной жизни. При переносе наблюдается своеобразная игра образов бессознательного, сильнейший сексуальный интерес. Если на этапе переноса осуществляется переход в брачные отношения, то пару ждет много разных приятных и неприятных открытий.

Перенос архетипа тени осуществляется на других людей одного и того же пола. Проявляется в приписывании отрицаемых у себя качеств, причин поведения, вытесненных желаний, проявляется в фантазиях на счет другого. Это своеобразная озабоченность другими, больше чем собой, контроль за другими, иллюзия управления, влияния. Когда человек говорит не о своих мыслях и чувствах, а апеллирует к другим, выражает свое за чужое, либо контролируя других, приписывая им определенные причины поведения.

Каждый из нас в той или иной мере является объектом для переноса также как и каждый из нас переносит. Данная заметка позволяет выявить признаки переноса и определить для себя те типы переносов, которые возможны. Зачастую происходит так, что сам человек предлагает крючок для проекции и даже приманивает на нее. К примеру, у человека активизирован архетип Старца, таким образом, у окружающих его людей возникает контрперенос. То есть они проецируют архетипический образ Старца на этого человека. Хотя любой человек несет в себе разнообразное архетипическое содержание и ничто человеческое для него не чуждо. Или женщина с активизацией архетипа анимы привлекает мужчин своей мягкостью, добротой, эротичностью, нежностью. У окружающих происходит активизация данного архетипа и также в этом человеке перестают видеть человеческое. Женщина распространяет вокруг себя ауру влюбленности, именно влюбленности, но не любви. Важно понимать, что проецирование является обычным процессом для человека, и в целом его можно оценивать позитивно. Однако, в общении с другим человеком очень важно приходить к диалогу, то сеть видеть человеческое в человеке и понимать, что архетипические образы несут энергетическую составляющую в нашей жизни, позволяют осмысленно жить, быть хорошими родителями для своих детей, именно в них содержится сексуальность и они несут красоту взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Интеграция данных образов позволяет мужчине обратиться к своим собственным чувствам, интегрировать внутреннюю женщину, стоять на службе чувства, женщине интеграция анимуса позволяет быть целеустремленной активной, проявлять свои лидерские качества. Интеграция материнского архетипа позволяет человеку возможность быть для самого себя матерью, то есть принимать всевозможные свои детские проявления, поддерживать себя, дает способности к обновлению свою внутренних состояний, высвобождению и разрушению старых умерших состояний психики.

Психологический перенос является терапевтическим инструментом, обычно психологу приписывают идеализированный образ, сверхвозможности, психолог предстает некой мана-личностью. Интеграция данного бессознательного образа также помогает клиенту стать самому для себя аналитиком. И это один из самых важных этапов работы психолога. Важно также понимать, что хорошая работа по анализу и интеграции бессознательных образов сопровождается сильнейшими переживаниями и аффектами.

Важно не только осознание происходящих процессов, но чувствование того, что происходит. Существует очень неплохой способ самостоятельно справиться с переносам и наконец-то прейти к Диалогу. Это гештальт-техника, данная техника в отличие от техник, принятых в аналитической психологии позволяет прочувствовать образ, использование данной технике позволяет активизировать соматический уровень, уровень чувств и мыслей для интеграции проецируемых образов. Для этого необходим наблюдатель, пустой стул и вы сами. Первоначально вы описываете образ того человека, который вы переносите на других, желательно детально описать все качества этого человека, мысли и чувства, адресованные ему, вопросы и ожидания. Затем пересесть на место пустого стула и стать описанным образом, ответив на те ожидания, чувства и мысли, высказанные вам. Наблюдатель необходим для того, чтобы развивать третью позицию восприятия и, кроме того, наблюдатель может помочь вам описать тот образ, задавая конкретизирующие вопросы. Безусловно, если такого человека, которому довериться можно достаточно полно, нет, то лучше обратиться к психологу.

Понять то, что есть диалог можно только в том случае, если вы задаете вопрос о мнении, с интересом к этому мнению относитесь, помогаете осознать человеку то, что вам известно. Это, прежде всего, искренний взаимный интерес к собеседнику, наличие открытых вопросов, доверие к выбору другого, желание понять другого, когда другой значим и ценен, это одномоментное существование в диалоге с ощущением значимости и ценности другого человека. В диалоге проявляется умение принять накопившиеся эмоции, бережное отношение к проявленному вниманию, умение придать силы другому, уверенность в том, что она сам сможет в трудной ситуации на себя опереться.. В диалоге кроется понимание, взаимное чувствование друг друга, то есть более или менее трезвое реальное отношение к другому, уважение к его личностным границам (это право на собственное мнение, представление о себе, других, право на удовлетворение собственных потребностей определенным способом). Желаю всем здорового диалога и большей актуализации своих безграничных возможностей!

Ликсонова Эльвира Леонидовна , психолог 1 категории, преподаватель кафедры психологии НИПКиПРО, психолог – консультант, автор и ведущая многочисленных тренингов.

Ликсонова Эльвира на сайте ВсеПсихологи.Ру

Категории: / / от 18.01.2011

Перенос, трансфер (лат. transfere – переносить, перевозить) – перенос на терапевта эмоционального отношения клиента к значимым для него людям (отцу, матери и другим).

Термин «перенос» впервые стал применяться в психоанализе. Фрейд считал, что феномен переноса присущ любым человеческим отношениям в обыденной жизни. Первоначальные источники реакций переноса – значимые люди ранних лет жизни ребенка. Реакции переноса в последующей жизни более вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, ранее принадлежавшие родителям. По Фрейду, перенос происходит из эротических источников, и, как правило, сексуально окрашен.

Различается «позитивный перенос» – перенос чувств любви, уважения, доверия, привязанности и «негативный перенос» – перенос чувства страха, ненависти, отвращения.

На психотерапевтическом приеме эти чувства могут спонтанно возникать у клиента при отсутствии в поведении терапевта объективных причин для этого. Перенос действует тем сильней, чем меньше о нем догадываются. Пациент переносит на врача гамму нежных и часто смешанных с враждебностью чувств.

Терапевт может осознанно использовать реакции переноса своего клиента в процессе терапевтической сессии. Перенос в этом случае выступает как способ, с помощью которого клиент вспоминает то, что забыл, что является неосознанным источником его психических страданий.

По моему мнению, возникновение переноса в терапии, есть момент положительный, способствующий продвижению в работе. Его (перенос) не стоит предотвращать, гораздо более полезно развивать его в терапевтических целях.

В реальной консультации перенос проявляется очень по-разному… Это может быть, например, отношением клиента к терапевту как родителю или прошлому сексуальному партнеру. Клиент как бы стремится получить от терапевта то, что ему недоставало в реальной жизни. Или отомстить за то, что, с точки зрения клиента, не было отомщено. Терапевт становится как бы «заместителем» реального человека, предмета или даже события…

При этом важно не забывать четко отслеживать возникновение и развитие контрпереноса…

Контрперенос – ситуация, при которой чувства и установки терапевта по отношению к клиенту являются следствием прежних ситуаций жизни терапевта, перемещенных на клиента.

Таким образом, контрперенос отражает собственные бессознательные реакции терапевта на клиента, хотя некоторые аспекты этого феномена могут быть осознанными.

Феномен контрпереноса аналогичен переносу. Однако, в отличие от переноса, имеющего огромное терапевтическое значение, влияние контрпереноса на терапию не столь однозначно. Снижает вероятность контрпереноса регулярное прохождение терапевтом «личной терапии».

Любое событие, при котором ожидания относительно своих возможностей совпали с реальными возможностями, есть проявление адекватной самооценки, и по этой причине может (и даже должно) быть внесено в этот список…


Самое обсуждаемое
Конвертер usb-uart: перепрошивка адаптером Альтернативные варианты USB-UART адаптеров Конвертер usb-uart: перепрошивка адаптером Альтернативные варианты USB-UART адаптеров
Умный WiFi выключатель света Силовое реле с управлением по wifi Умный WiFi выключатель света Силовое реле с управлением по wifi
Технология ADSL Коротко о технологии ATM Технология ADSL Коротко о технологии ATM


top